Шаталова Ольга Николаевна
Творческий отчет по теме: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»
Творческий отчет по теме: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов»
Шаталова Ольга Николаевна Воспитатель
2015 год
ВВЕДЕНИЕ «Истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств активизации познавательных процессов у дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Не секрет, что познавательные процессы ребенка и их активизация – залог успешного обучения в школе. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь. Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Моторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Поэтому обращение к теме «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов» обусловлено тем, что у многих дошкольников наблюдается нарушения моторной функции, что влияет на речевое развитие и на мышление. Опрос учителей начальных классов показал, что большинство из них не удовлетворены уровнем развития мелкой моторики рук у детей. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться серьезной проблемой, а именно — проблемой негативного отношения к учебной деятельности и возникновения тревожного состояния ребенка в школе. Целью моей работы стало: теоретически обосновать и практически выявить эффективность развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средства активизации познавательных процессов. Объект: активизация познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет: процесс развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: познавательные процессы мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста будут активизироваться если развивать мелкую моторику. Для решения названных задач использовала теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа). Новизна моей работы состоит в том, что в данном отчете обоснован опыт работы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средства активизации познавательных процессов. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Характеристика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Вопрос о средствах развития познавательных процессов связан с созданием образовательных и развивающих программ дошкольников. Ученые и педагоги-методисты постоянно подчеркивают различия в развитии детей, сложность и специфику обучения детей с разным уровнем подготовленности. Все это привело к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал. В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). Результаты исследований многих ученых показывают, что центральную роль в развитии играют речь и речевое мышление. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Дошкольник начинает рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Включение речи в познавательную деятельность способствует интеграции всех познавательных процессов. Согласно А.Л. Венгер (2001), дошкольный возраст - это возраст развития тех, психологических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст - это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности. Называя средства развития познавательных процессов, А.Л. Венгер отмечает особую роль мелкой моторики. 1.2. Понятие и значение развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Опираясь на исследования Л.Брэдли и Б. Хилл, авторы предлагают учитывать когнитивный стиль ребенка при познании, а именно предоставлять возможность совершить присущее его типу действие. В качестве эффективной техники предлагается предоставление ребенку разнообразных игрушек, воздействующих на разные органы чувств. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Таким образом, проблема динамики и средств развития познавательных процессов дошкольника решается неоднозначно в психолого-педагогической литературе. Анализ результатов вышеперечисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что возможными средствами развития познавательных процессов являются сформированность мелкой моторики, помогающих преодолеть неравномерность развития познавательных процессов и дискомфорт при обучении. 2. ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 2.1. Описание опыта работы Основные направления работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов базируются, в первую очередь, на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода в обучении и воспитании. Теоретической базой опыта стали идеи ведущих педагогов, как Марии Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Опытного педагога-практика Татьяны Александровны Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», в которой предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Также я использую следующие программы, технологии и другие источники: - Агапова И.А. и Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностях детей - Аммосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. - Глушакова О.А. Весёлые счётные палочки. - Урадовская Г.Г. Руки учат говорить. Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов». Первым этапом в работе с детьми было проведение диагностики детей с целью выявления развитости мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. На основе теоретического анализа литературы для выявления исходного уровня были определены критерии и показатели. В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями было проведено диагностическое обследование дошкольников (см. приложение 1). В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с. 2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Получила следующие результаты: по всем группам заданий 77 % (10 детей) показывают низкий уровень. Детям, показавшим средний уровень – 23% (3 ребенка), требовалась активная помощь со стороны взрослого. Данные результаты первичного обследования послужили основанием для целенаправленной работы. Работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста велась в следующей последовательности: 1. организация развивающей предметно-пространственной среды; 2. организация работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста; 3. разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средства активизации познавательных процессов. Понимая, какое значение имеет игровая деятельность в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, стремясь создать условия, начала с построения развивающей предметно-пространственной среды, подбором литературы по данной теме. Развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы ребенок мог непринужденно и свободно получать из нее свои представления, понятия и образы. Организованная обстановка является тем фундаментом, на котором будет происходить развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразная и доступная для ребенка, наполненная вещами, которые ребенок может брать, рассматривать, сравнивать, использовать в игровой деятельности и результаты полученных опытов и наблюдений. Для формирования мелкой моторики, в группе создана особая зона, где расположены: - пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами; - зубные щетки; - мячики-ежики; - прищепки; - шнурки с узелками; - эспандеры; - перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами; - разные по величине бусины; - волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками; - бусы, четки; - пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением; - грецкие орехи и каштаны; - многогранные карандаши. - игры шнуровки, сделанные руками родителей и педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда постоянно обновляется, дополняется занимательным материалом, что способствует развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Моя работа основана на системно-деятельностном подходе. Нам известно, что одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и дети), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства). Система моей работы включает в себя комплекс занятий со всеми участниками образовательного процесса, игры, упражнения, методические рекомендации, консультации для воспитателей и родителей с целью повышения эффективности работы по данному направлению (см. приложение 2). Работа с детьмипроводилась по подгруппам и индивидуально и представляет собой систему мероприятий направленных на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста невозможно без использования игр. «Пальчиковые игры» (см. приложение 3) очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма. Я использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В начале обучения я провожу игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения. Для совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми я провожу различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку. Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу). В группе с помощью родителей мы создали специальные сюжетно-ролевые игры, которые не только решают познавательные задачи, но и развивают ручную умелость. «Ателье мод» - в вечернее время девочки по трафаретам обводят и раскрашивают одежду, примеряют свои изделия на кукол-манекенов. «Поликлиника» - в этой игре мы оформили несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр). «Салон красоты и здоровья» - девочки делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т.д. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор» (из камешков), «Ниткопись», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются (см. приложение 4). В старшей группе я начала использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы называем «Веселыми прописями». Сначала это была тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами писали детям задание и давали для работы дома. Затем, готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Наш опыт свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Также, мы начали использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелиевыми ручками. У каждого ребенка имеется своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т.д.). Используя такой способ, у детей получаются прекрасные изображения. Вся работа в «Веселых прописях» и раскрасках имеет дифференцированный подход (от простого к сложному). Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. Для активизации познавательных процессов (мышления, речи, памяти и др.) и развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы: - систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; - последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; - все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; - если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп (см. приложение 5): - игры на развитие тактильного восприятия, - игры с водой и песком, - фольклорные пальчиковые игры, - упражнение с предметами, - игры на выкладывание, - игры на нанизывание, - игры с конструкторами и т.д. Использую в работе и ниткопись. Сначала делали простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок», далее усложняли: «Дом», «Машина», «Ракета » и т.д. Ниткопись я использую при НОД по математике и обучению грамоте (выкладывали букву или цифру, уже без образца). Затем задачу усложняю: предлагаю детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток. Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Считаю, что все игры и упражнения, которые я провожу с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). В моей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Полочка по изодеятельности оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Стараюсь «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Игры с пластилином в см. приложении 6. Научила работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Развитие мелкой моторики провожу нетрадиционными видами аппликаций (см. приложение 7). Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) я нашла не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе». Все виды продуктивной деятельности делают руку умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ребенку хорошим помощником в школе. В НОД по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» развитию ручной умелости, которая подразумевает выполнение разнообразных практических дел, овладение навыками самообслуживания. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т.п., эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Также я отмечаю важную роль следующих видов деятельности: · Обрывание листа бумаги · Вырезание · Плетение · Оригами · Рукоделие В НОД по образовательной области «познавательное развитие» использую крупы и семена, я учу детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей. В НОД по образовательной области «речевое развитие» использую пуговицы, с помощью которых они могут нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворения, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов. Во время упражнений с пуговицами я развиваю у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки («Лето», «Цирк» и др.), изображают предмет – отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные мной упражнения, дети научились катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи. В НОД по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» я провожу интересные игры с пластилином, которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки…, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей. Много времени я уделяю самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры: « Мозаика», «Пуговицы», «Шнуровка», «Сенсорный куб», «Веселое солнышко» и т.д., которые развивают мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. Включение в занятия ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Наблюдая за детьми, которые занимаются физической культурой, я сделала вывод, что они более уверенно владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники. Приемы развития мелкой моторики (см. приложение 8). Для каждого ребенка разработан «Индивидуальный маршрут развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста», где родителям рекомендую определенную работу с ребенком. В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей играет важнейшую роль в процессе социализации дошкольника (см. приложение 9). Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, организована фотовыставка, которая периодически меняется. Тематическое планирование работы с родителями в (см. приложение 10). Проводятся родительские собрания и консультации на темы: «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки ребенка к письму» (конспекты родительских собраний см. приложение 11). На таких собраниях родителям не только демонстрируем работы детей, но и показываем видеоролик, по которому они видят, как трудятся их маленькие дочки и сыночки. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками. Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», Например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т.д. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве. Изучая различную литературу, я выступала на методических объединениях ДОУ для педагогов. Темы выступлений соответствовали теме работы. Например: «Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки», «Волшебный мир бумаги», «Рисуем скотчем» и т.д. Для работы с педагогическим коллективом использую диспут «Проблемы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста», деловая игра «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов», консультации. Тематическое планирование работы с педагогами в (см. приложении 12). Консультация для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы аппликаций в развитии мелкой моторики» (см. приложение 13). Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует активизации познавательных процессов, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 2.2. Результативность опыта В результате, кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что и способствовало формированию навыков самообслуживания. Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивали мелкую моторику рук, дети быстро научились пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Если учесть то, что из 13 детей нашей группы имели проблемы в речевом развитии, то к концу старшей группы осталось только 5 детей с проблемами неправильного звукопроизношения. Это подтверждает тот факт, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, развивая, тем самым, речь детей дошкольного возраста. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму). В результате тестирования получила следующие данные: до эксперимента высокий уровень не наблюдался, после эксперимента – у 3 человек (23%); средний уровень у 3 человек (23%) до эксперимента и 5 человек (38,5%) после; низкий уровень у 10 человек (77%) до эксперимента и 5 человек (38,5%) после эксперимента. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ литературы показал, что развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста — это целенаправленный и организованный процесс направленный на скоординированные действия нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Основная цель — активизация познавательных процессов. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь. Разработанная система работы с использованием материала по развитию мелкой моторики внедренная в непосредственную образовательную деятельность с учетом современных требований способствует активизации познавательных процессов. Итогом является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие, т.е. формирование необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного обучения. В перспективе: -продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут активизировать познавательные процессы. - изучение темы «Работа с бумагой для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агапова И.А.и Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностях детей / И.А.Агапова, М.А.Давыдова.- М.:Лада,2009. 2. Аммосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе/ Н.С. Аммосова// Логопед. – 2004. 3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. 4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).— СПб.: «Паритет», 2005,— 144с. 5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с. 6. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 7. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев- СПб: Сова, 2006.-158 с. 8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. - 48 с. 9. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2001.- 72 с. 10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. -СПб.; КОРОНА принт; М.: Бином-Пресс, 2005. - 128 с. 27 марта 2016 в 20:59
Прикреплённые файлы:Документ: Творческий отчет по теме: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов» Описание файла:Файл называется: razvitie-melkoi-motoriki-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-sredstvo-aktivizaci-poznavatelnyh-procesov_l9vd2.doc Это официальный файл организации «Шаталова Ольга Николаевна», в нём содержится Творческий отчет по теме: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста как средство активизации познавательных процессов». Размер файла: 0,11 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.