Шаталова Ольга Николаевна
Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»
Подготовила воспитатель МБОУ Зайцевореченская ОСШ О.Н. Шаталова Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаши, прищепки, грецкие орехи, зубная щётка, мячик-ёжик, бусы, верёвочки, пробки, расчерченный картон, платочки, сухой бассейн (миска, крупа), киндер-сюрпризы, карточки.
Ход семинара:
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
1. Роль мелкой моторики в развитии дошкольников Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма. На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.
2. Виды деятельности педагога по формированию мелкой моторики.
Мы с вами в д/с используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: · 1 игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. Пожалуйста, поделитесь, какие игры вы используете в работе? · 2 специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика. · 3 игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, пришивание, застёжки, мозаика и т.д.
· 4 изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
3. Оздоравливающее воздействие массажа и самомассажа кистей рук на организм человека. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Если при массаже рефлексогенных зон попадаются болезненные области, то кончиками пальцев следует равномерно надавливать на них до тех пор, пока боль не исчезнет. Зоны позвоночника — с внешней стороны большого пальца каждой руки, на границе перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Эти зоны начинаются от первого сустава большого пальца и доходят до области запястья. Зона грудного отдела — от второго сустава и до основания большого пальца; зона поясничного отдела находится в области запястья. Зоны верхних лимфатических путей — между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфатической системы, активизирует иммунную систему, прежде всего области шеи, плеч и верхней части груди. Зоны области головы — на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга — на кончиках больших пальцев; полости черепа — на кончиках остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устранить невнимание и нервозность. Если вы с трудом засыпаете, поможет следующее простое упражнение: в течение пяти минут быстро и энергично нажимайте поочередно пальцами рук на большие пальцы.
Упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления.
1. Руку сжать в кулак. Резко разжать.
2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти.
3. Двигать большим пальцем к себе и от себя.
4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее — расслабить кисти.
6. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
7. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Позже мы предложим вашему вниманию варианты самомассажа, которые вы сможете применять в работе с детьми.
4. Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Все упражнения можно разделить на несколько групп: Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка; • графические упражнения; • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; • соединение по точкам; • рисование по образцу и т. д. Упражнения по выработке мускульной памяти • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета • плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами) • вышивание, вязание; • игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений: Буква А: Пальцы указательные Буква Б: Указательный с большим
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами) • театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней); Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. • мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки; • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; • работа с пластилином, бумагой, тканью; • игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону); • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка; • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук); • игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
(упражнение проводится с педагогами) Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
• комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
(упражнение проводится с педагогами) • игры с эспандерами, губками; • игры с прищепками: — ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах. Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
— собери звуковые бусы, т.е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов; — развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски); — прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона; Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом. 1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки. 2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки. 3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки. 4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки. 5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами. 6. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними. 7. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились). (Упражнение проводится с педагогами).
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Упражнения для развития тактильной чувствительности С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Предложите ребенку: • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру; • выполнить мозаику из пластилиновых шариков; • геометрические фигуры, цифры, буквы; • ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.); • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой); Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п. • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой; • закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии); • игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. -Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.
«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены. «Мама и дочка стирают платочки.
«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.
«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.
«Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
«Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
— Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки. — Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.
(упражнение проводится с педагогами) — Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.
Итог семинара-практикума: Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка; — функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом; -развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Игра «Закончи предложение». Педагоги берут по одной карточке с началом предложения: «Удачным сегодня было…» «Я задумалась…» «Мне бы хотелось в следующий раз…» 3 апреля 2016 в 20:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.