Шаталова Ольга Николаевна

Проект «Наши руки не для скуки»

Проект

«Наши руки не для скуки»

 (развитие мелкой моторики рук)

 

 

Подготовила воспитатель МБОУ Зайцевореченская ОСШ

О.Н. Шаталова

 

 

2015

 

«Истоки способностей и дарований

детей - на кончиках их пальцев».

В.А. Сухомлинский

 

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения дошкольнику будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов  обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,  крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. 

В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Проект «Наши руки не для скуки» предназначен для работы с детьми  старшего дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного  возраста, родителям.

 

Наименование проекта: «Наши руки не для скуки»

 

Тип: Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

 

Количество воспитанников:  14

 

Цель:Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук  детей в домашних условиях.

 

Задачи:

  в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;

  расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;

  развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

  совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

  просвещение  родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

  научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей  в домашней обстановке.

 

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

 

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015- май 2016).

 

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:

 

  определение  темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

  изучение методической  литература по теме:

 

 

1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.

2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.

3. Зажигина О. А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

4. Узорова О.В.,  Нефедова Е.А.  Игры с пальчиками. М., 2006

 

 

Оформление стенда для родителей:

««Чем можно занять детей дома»

«Что такое мелкая моторика»

«Делаем пальчиковую гимнастику вместе»

 

2. Диагностический этап:

 

А) В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Задачи:

  выявить уровень сформированности у детей навыков  продуктивной деятельности;

  выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.

  определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме

Данные результаты первичного обследования послужили основанием для целенаправленной работы.

 

3. Основной этап реализации проекта:

 

Системная и последовательная работа  по развитию мелкой моторики:

  окажет положительное влияние на подвижность и гибкость  движений руки, успешное

  овладение письмом; способствует развитию интеллектуальных способностей,

  речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка

 

Месяц

Неделя, тема

Содержание работы

Сентябрь

 1-2 неделя.

Диагностика.

3-4 неделя

"Детский сад,

"Игрушки"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".

 2. "Фигурки из палочек" (качели).

 3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

 4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из 3 - х игрушек одну нужную).

5. Рисуем внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры.

5. "Дорисуй узор"

Октябрь

1 неделя

"Осень, Деревья осенью"

1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики"  "Этот пальчик "

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Рисуем по трафаретам и раскрашиваем листочки.

7. Заштриховываем на картинке все узкие листочки.

8. Дорисуй узор.

2 неделя

"Ягоды", "Грибы" 

1. Пальчиковая гимнастика: "Гном и гром", "За грибами' "Здравствуй " "Травка"

2. "Фигурка из палочек " ((выложить гриб и пенёк; корзинку для ягод).

3. Игра с перловкой (выложить ягоды и грибы по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".

6. Дорисуй узор.

3-4 неделя "Овощи, Фрукты"

 1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты", "Хозяйка", "Мы делили апельсин", "Компот"

 2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

 3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

 4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Дорисуй узор.

Ноябрь

1 неделя

 "Перелётные птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"

 2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

 3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

 4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)  "Лебедь"

2-3 неделя

 "Одежда, Обувь"

  1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

 3. Работа со шнуровками.

 4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

 5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

 6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

 7. Дорисуй узор.

4 неделя

 "Посуда и пища"

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"

 2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

 3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

 4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)

 5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

6. Дорисуй узор.

Декабрь

1 неделя:   

"Зима, Зимующие птицы"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Мороз' "Голуби" "Воробьи"

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)

4. Работа с ватой (снежные сугробы)

5. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

6. Ниткография (зимний лес)

7. Дорисуй узор.

2 неделя

"Домашние животные"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"

 2. Фигурки из палочек (киска)

 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)

 4. Работа со штампами

 5. Дорисуй узор.

3 неделя

"Дикие животные"

1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'

 2. Фигурки из палочек (ёжик)

 3. Ниткография.

 4. Самомассаж с гранёным карандашом.

 5. Дорисуй узор.

4 неделя

"Новый год"

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

 2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

 3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

 5. Дорисуй картинку.

Январь

1-2 неделя

Каникулы

3 неделя

"Мебель"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"

 2. Фигурки из палочек

 3. Работа с рисом и горохом

 4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

 5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя

"Бытовые приборы"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос'

 2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

 3. Игра с волчками (конкурс)

 4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Февраль

1  неделя: "Животные жарких стран"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"

 2. Работа с камушками ( слон по контуру)

 3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)

 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

 2 неделя

"Профессии"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"

 2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

 3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

 4. Самомассаж с шариками.

 5.  Работа с трафаретами.

 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края

3 неделя

"Транспорт"

1. Пальчиковая гимнастика: "Машина, Пассажиры в автобусе"

2. Фигурки из палочек и  веток ( пароход, лодка )

3. Игра «Сборка грузовика» (обрываем по контуру части грузовика, склеиваем их на листе бумаги) .

4. Заштриховываем на картинке машину в указанном направлении, оставляя окна не заштрихованными. 

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Дорисуй узор.

4 неделя

"Защитники отечества"

1. Пальчиковая гимнастика :"Солдаты" "Бойцы-молодцы'

 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

 3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

 4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

 5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Март

1 неделя:  

"Мамин праздник'

 1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан'

 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

 3. Плетение (бант на коробку)

 4. Обрывание (план)

 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур

2 неделя:

 "Весна"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"

 2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"

 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

 4. Ниткография (краски весны)

 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

3 неделя: 

"Цветы"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы

 2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

 3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

 4. Работа с тычками (полевые цветы)

 5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

4 неделя

"Рыбы'

1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

 2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

 3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)

 4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

 5. Работа с манкой (шторм)

 6. Ниткография (волны)

 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Апрель

1 неделя:  

"Космос"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"

 2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)

 3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)

 4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

 5. Работа с рисом

 6. Дорисуй узор

2 неделя:

"Откуда хлеб пришёл?"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

 2. Фигурки из палочек (мельница)

 3. Ниткография (колоски)

 4. Работа с пшеном (хлеб)

 5.  Самомассаж с гранёным карандашом.

 6. Тестопластика (крендельки)

 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3 неделя

"Насекомые"

1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".

 2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

 3. Обвести рисунок по точкам (комар)

 4. Логическая цепочка со штампиком.

 5. Ниткография (бабочка)

 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя

 "Наша Родина"

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей'

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

5. Дорисуй узор.

Май

1 неделя

"День победы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"

 2. Фигурки из палочек (танк, флаток)

 3. Ниткография (вечный огонь)

 4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)

 5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении

2  неделя

"Семья"

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Бабушка очки одела»'

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра " Пианино".

6. Дорисуй узор.

3 неделя:

"Школа. Школьные принадлежности"

1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик'

 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)

 3. Графический диктант

 4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)

 5. Выложить буквы и цифры горохом.

 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя

"Каникулы"

 1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"

 2. Фигурки из палочек (карусель)

 3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)

4. Дорисуй узор в зеркальном отражении

 

 

4. Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как  мышление,  память, внимание,  речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

 

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБОУ, поселка и семьи.

Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития.

 

Вывод:

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

Методическое обеспечение:

1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.- СПб., 1997.

2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

3. Григорьева  Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1997. 

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб., 2002.

5. Зажигина О. А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

6. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики  Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: Педагогическое общество России. 2005.

8. Узорова О.В.,  Нефедова Е.А.  Игры с пальчиками. М., 2006

 

 

 

3 апреля 2016 в 21:05

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект «Наши руки не для скуки»

Описание файла:

Файл называется: proekt-nashi-ruki-ne-dlja-skuki_hd3ve.pptx

Это официальный файл организации «Шаталова Ольга Николаевна», в нём содержится Проект «Наши руки не для скуки».

Размер файла: 6,47 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.