Шаталова Ольга Николаевна
Проект «Наши руки не для скуки»Проект «Наши руки не для скуки» (развитие мелкой моторики рук)
Подготовила воспитатель МБОУ Зайцевореченская ОСШ О.Н. Шаталова
2015
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский
Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения дошкольнику будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Проект «Наши руки не для скуки» предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
Наименование проекта: «Наши руки не для скуки»
Тип: Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 14
Цель:Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи: в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей; расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений; совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики; просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей; научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015- май 2016).
Этапы реализации проекта
определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата; изучение методической литература по теме:
1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. 2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. 3. Зажигина О. А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования 4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М., 2006
Оформление стенда для родителей: ««Чем можно занять детей дома» «Что такое мелкая моторика» «Делаем пальчиковую гимнастику вместе»
2. Диагностический этап:
А) В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с. 2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Задачи: выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности; выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников. определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования; Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме Данные результаты первичного обследования послужили основанием для целенаправленной работы.
3. Основной этап реализации проекта:
Системная и последовательная работа по развитию мелкой моторики: окажет положительное влияние на подвижность и гибкость движений руки, успешное овладение письмом; способствует развитию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка
4. Заключительный этап: Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной. Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта: Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. Принцип гуманности предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. Принцип системности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБОУ, поселка и семьи. Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития.
Вывод: В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Методическое обеспечение: 1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.- СПб., 1997. 2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с. 3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1997. 4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб., 2002. 5. Зажигина О. А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс 6. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова 7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: Педагогическое общество России. 2005. 8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М., 2006
3 апреля 2016 в 21:05
Прикреплённые файлы:Документ: Проект «Наши руки не для скуки» Описание файла:Файл называется: proekt-nashi-ruki-ne-dlja-skuki_hd3ve.pptx Это официальный файл организации «Шаталова Ольга Николаевна», в нём содержится Проект «Наши руки не для скуки». Размер файла: 6,47 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.